Ближайший ресторанный день состоится 19 мая 2018, в субботу.
Раз в три месяца воплощается мечта многих жителей Финляндии – они открывают собственные заведения общественного питания. Хельсинки и еще несколько городов Финляндии на один день обогащается примерно двумя сотнями баров, кафе, ресторанов и просто уличных лавочек с самой разнообразной едой. Это мероприятие называется ресторанный день, и с каждым новым запуском обретает всё большую популярность.
Впервые оно было организовано в мае 2011, тогда 25 кафе появились в Хельсинки, и ещё 11 – в других городах. С тех пор число начинающих рестораторов неуклонно растёт. Второй раз были открыты 200 точек, в 2013 гостей радовали уже 750 однодневных кафе и ресторанов с фестивальной карты Хельсинки. В игру включились участники из Дании, Исландии, Голландии, Германии, Австрии, Польши, Венгрии, Японии, Бразилии, Мексики, США, Канады. В 2011 году “ресторанный день” был отмечен призом Министерства Культуры Финляндии. 16 августа 2015 в 29 странах работало 2042 кафешки.
Шанс приобщиться выпадает раз в три месяца. Правила таковы: участник придумывает собственное заведение общественного питания (кафе, ресторан, ларек с шавермой, продуктовую лавку, что угодно), регистрирует его на сайте и готовится ко дню X. В заявке следует указать часы работы и количество посетителей, которых возможно обслужить в течение “ресторанного дня”. Это нужно, чтобы облегчить выбор тем, кто желает получить максимум впечатлений от карнавала еды. Важно помочь посетителям набросать примерный маршрут – ведь в одном только Хельсинки на последнем празднике открылось более 200 кафе.
В меню бара Urbanstoryn Raakabaari шоколад с перцем и кофе эспрессо
Как он появился
Создатели Restaurant Day некогда мечтали о собственном кафе в Хельсинки. Но они столкнулись с почти непреодолимым препятствием – для открытия требовалось большое количество документов. Лицензии, разрешения, договора аренды и прочие бумаги. Так и родилась идея, а теперь и девиз, которым приветствует посетителей сайт: “Карнавал еды, когда каждый может открыть ресторан на один день”. Вот и возможность реализовать мечту, попробовать себя в качестве бизнесмена, повара, официанта или ресторанного критика. Судя по успеху проекта, это как раз то, чего ждали простые горожане.
Как это выглядит
Продукты, посуда, цены, оформление и концепция заведения целиком на усмотрение автора и на его совести. Место может быть абсолютно любым: квартира, уличная палатка, кафе на свежем воздухе, пара столиков около дружественного бара или детского сада, фургон или тележка. Финны демонстрируют тут неистощимую креативность: некоторые участники просто заняли скамейки в парках, скверах, на площадях, натянув тенты от ветра и дождя. Другие спускали еду всем желающим в корзине прямо с балкона. А кто-то соорудил окно выдачи в своем заборе или старом сарае. Так что решение может быть очень простым, но продумано оно должно быть тщательно.
Основная аудитория фестиваля — это активные пользователи интернета. Значительной частью своей известности Restaurant Day обязан сайту RestaurantDay.org, страницам в Facebook и Twitter. Именно интернет и социальные сети за полтора года превратили амбициозное начинание в общемировую акцию. Было также выпущено бесплатное приложение для смартфонов, помогающее ориентироваться на местности. Правда, описания кафе присутствуют в основном на финском языке, но названия зачастую говорят сами за себя. На карте заведения делятся на три группы: в помещении, в квартире и на открытом воздухе, что позволяет корректировать маршрут странствий между ними в зависимости от погоды.
Печенье Терезы Лавендер может быть новогодним украшением или угощеньем – как пожелаете
Ключ к тому чтоб стать “героем на один день” — это уникальная концепция, оригинальное меню и быстрое обслуживание. Об этом говорят многие участники и это советуют организаторы фестиваля. Люди открывают заведения самого разного толка: кофейни, кондитерские, бургерные, рестораны с этнической (японской, тайской, индийской) кухней, кафе с домашней выпечкой. Кроме того, можно было пообедать во дворе детского сада или отведать супа и масала-чая в галерее Wonderland, входить в которую следует через окно. Группа студентов решила подчеркнуть интернациональность мероприятия – отыскав их уличный лоток, каждый мог приобщиться к различным кухням мира. Ещё одна участница фестиваля приглашала отправиться к ней домой, в квартиру на четвёртом этаже. Для привлечения посетителей она использовала музыку Майкла Джексона, а внутри, помимо вегетарианских и обычных бургеров, подавали коктейль под названием Smoothy Criminal.
Ресторанный день открывает возможности
Для некоторых участников «ресторанный день» может стать путёвкой в настоящий ресторанный бизнес. Ведь оставшийся после акции бизнес-план, уже прошедший «боевое крещение», легко можно использовать для открытия кафе на постоянной основе. Всего за день можно проследить различные тренды, например, выяснить, насколько остро стоит в финской столице вопрос наличия кафе для веганов.
Люди не просто пробуют новое, но и общаются, создаётся приятная дружелюбная атмосфера. «Restaurant Day» — это история не только о вкусной и здоровой пище, но и о том, как виртуальное объединение людей элементарно превращается в реальное, как каждый может стать настоящей знаменитостью своего района, накормив сотню человек горячим тыквенным супом (или чем угодно ещё) в пасмурный день.