Финны

Алвар Аалто

3 февраля Финляндия отмечает день рождения Алвара Аалто (1898 – 1976). Среди работ известного во всем мире финского архитектора офис газеты Турун Саномат в Турку, здания заводов в Котке, Сумме и Оулу и множество зданий и сооружений по всему миру.

Алвар Аалто стал самым ярким представителем скандинавского функционализма, для которого характерны максимальное удобство, эстетичность и функциональность зданий. В отличие от советского функционализма, который узнается по примитивной форме зданий из серых железобетонных блоков с плоскими крышами, ленточным остеклением или скучными невыразительными окнами, функционализм Алвара Аалто красив, продуман и гармонично вписан в окружающее пространство.

Начало карьеры

Первые дома, построенные по проекту Аалто в Турку в 1928-29 годах не отличались от других массовых застроек, сделанных по страндартным проектам – обычные параллелепипеды с ровными рядами одинаковых окон. Но уже в проекте первого собственного дома Алвара Аалто, построенного в 1934 году в Хельсинки на ул. Риихитие, хорошо заметны признаки скандинавского функционализма, который станет визитной карточкой архитектора.

Дом культуры в Хельсинки

Дом культуры в Хельсинки на улице Стуренкату (Sturenkatu) построен в 1958 году. Сейчас в нем проходят концерты и спектакли, есть ресторан и кинотеатр

Дом в Мунккиниеми выполнял функции студии и жилища, которые были четко разграничены и разнесены в разные части здания. Для работы предназначалась башня офиса из белого кирпича с угловыми окнами. Жилая часть с навесом и балконом, отделанная темным деревом и натуральным камнем ниже и рельефнее.

Основная идея функционализма состоит в том, что здание или сооружение должно соответствовать своему назначению: “функция определяет форму” – главный девиз стиля. Функционализм определяет здание как “конструкцию для жизни” и расчленяет его на блоки в соответствии с последовательностью функциональных процессов: работа, отдых, переходы из блока в блок.

В отличие от нашего, да и европейского функционализма, для которого характерны утилитаризм, рациональная планировка, малый метраж и дешевизна, направленные на разрешение жилищного кризиса, скандинавский функционализм учитывал условия среды и окружения, а также придавал большое значение эстетическим принципам. Для Алвара Аалто было особенно важно продуманное единство архитектурного ансамбля и окружающего ландшафта.

Дворец Финляндия

Пожалуй самой известной работой Алвара Аалто можно назвать дворец Финляндия в Хельсинки, в котором в 1975 году проходило совещание по безопасности ОБСЕ. Здание с просторными залами и техническими помещениями построено для проведения конгрессов и концертов в 1971 году. Светлый и строгий дворец отделан мрамором, который отлично смотрится но не практичен в суровом финском климате.

Дворец Финляндия Алвара АалтоДворец Финляндия

Мраморную отделку приходится постоянно обновлять и ремонтировать. Здание критикуют и за плохую акустику – для проведения концертов пришлось выстроить рядом новый корпус. Несмотря на недостатки, здание остается одним из самых известных в мире образцов скандинавского функционализма.

Стиль и функциональность

В работах Алвара Аалто нет декоративных элементов, использующихся только ради декора здания. Все украшения, которые использует Алвар Аалто в своих проектах, несут определенную функциональную нагрузку. Аалто использует в качестве украшения технические детали – вентиляционные системы, осветительное оборудование, акустические панели и устройства.

Среди известных работ Алвара Аалто дома отдыха и больницы, которые архитектор рассматривал как “инструменты для выздоравливания”. В них функционализм работал на покой и комфорт пациентов и на профессиональную деятельность врачей и обслуживающего персонала.

Огромное значение Алвар Аалто придавал функциональности и удобству внутренних помещений. Специально для библиотек Аалто разработал систему бестеневого освещения. Залы библиотек и аудиторий Аалто создавал в форме веера, разворачивая помещение к свету, компенсируя его недостаток в финском климате. Свет у Алвара Аалто играл роль и формообразующего фактора. Между читальными залами, каталогами и абонементами библиотек нет перегородок, они составляют единое пространство, расчлененное на зоны разным освещением.

Алвар Аалто проектировал залы для выдачи и чтения книг так, что в стенах не было окон – поверхность стен была оставлена для книжных полок. Проектируя библиотеку города Выборга, Алвар Аалто создал свой знаменитый волнообразный потолок из деревянных пластин, обладающий уникальными акустическими характеристиками.

Функционализм Алвара Аалто близок органической архитектуре. Он раскрывает свойства естественных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающий ландшафт. В своих работах архитектор широко использовал свою любимую волнообразную форму. Алвар Аалто считал здания продолжением пространства, а природу и архитектуру единым целым. Форма каждого здания Алвара Аалто точно соответствует его специфическому назначению – церковь, студенческое общежитие или фабрика – и органически сочетается с уникальным окружением, в котором оно возводится.

Алвар Аалто хорошо известен не только как архитектор, но и как дизайнер. Для своих зданий Алвар Аалто часто сам создавал мебель, предметы интерьера и дизайна. Некоторые из спроектированных им предметов мебели по сей день остаются в серийном производстве. Изделия из стекла и керамики по эскизам Алвара Аалто до сих пор выпускаются под известным финским брендом Iittala, а стеклянная ваза Алвара Аалто, разработанная им в 1936 году, и теперь считается хорошим подарком или сувениром из Финляндии.

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *