Кафедральный собор Иоанна Богослова в Тампере был создан архитектором Ларсом Сонксом в начале 20 века. Построенный в готическом и национально-романтическом стиле кафедральный собор Тампере заставит даже самых принципиальных атеистов задуматься о смысле бытия.
Им не только можно долго любоваться снаружи, но и живопись на стенах и сводах собора, выполненная финским художником-символистом Хуго Симбергом (Hugo Simberg), надолго притягивает к себе взгляды посетителей. Все изображения глубоко символичны, поэтому необходимо рассказать о них немного подробнее.
Роспись свода
В росписи свода собора Хуго Симберг поместил изображение змеи. Змея олицетворяет собой грех или человеческое сердце, грешное с рождения, как утверждает Библия. Змея окружена кольцом из бесчисленных маленьких крыльев, которые представляют собой защиту ангелов, под которой находится душа.
Раненый ангел
Здесь, в соборе, находится фреска по одному из самых известных произведений Хуго Симберга Раненый ангел (Haavoittunut enkeli). Угрюмые мальчики, в лицах которых можно прочитать грусть и раскаяние, несут на носилках ангела с подбитым крылом, символизирующего небесную чистоту.
Симберг написал его в 1903 году, оправившись после тяжелой болезни. Подлинник картины, за которую получил государственную премию в области искусства, находится в художественном музее Атенеум Хельсинки.
В фреске кафедрального собора Хуго Симберг практически скопировал Раненого Ангела с первоначальной картины, изменив лишь незначительные детали. Так, на заднем плане появились заводские трубы, идентифицирующие город Тампере.
Сад смерти
На фреске Сад смерти (Kuoleman puutarha) Симберг изобразил место, куда попадают души умерших – по родившемуся в средних веках представлению они спят в цветущем саду. Скелеты в черных мантиях олицетворяющие собой умерших заботливо выращивают экзотические цветы на сухой и бесплодной земле, ожидая прибытия новых.
Гирлянда жизни
Практически по всему периметру храма идет фреска, изображающая 12 мальчиков несущих гирлянду из роз. Сплетенные розы изображают Гирлянду жизни, а мальчики символизируют то, как каждый из нас несет свой жизненный груз.
По некоторым запискам Симберга считается, что в мальчиках художник видел двенадцать апостолов – учеников Иисуса. Каждый из них имеет свой характер, свое выражение лица, так видно первый мальчик, изображающий Петра, – человек чувства и богатой фантазии, апостол любви Йоханнес, следующий за Петром, поднимает упавшую розу. С обеих сторон фреска заканчивается таинственным лесом, представляющим символ загробного мира.