Финский эпос Калевала состоит из эпических песен, или рун, рассказывающих о сотворении мира и подвигах древних богов и героев. – родина финских героев, сыновей древнего царя, светловолосого силача и великана Калева.
Сотворение мира
munat vierähti vetehen,
meren aaltohon ajaikse;
karskahti munat muruiksi,
katkieli kappaleiksi.
яйца на воду скатились,
на волну они упали,
на осколки раскололись,
на кусочки раскрошились.
Уход Вяйнямейнена
Начало мироздания Калевала описывает так: дева воздуха Илматар беременеет от ветра и воды и отяжелев опускается в воду.
На выступающие из воды колени сидящей девы утка откладывает яйца. Илматар бережет гнездо, но от ее неудачного движения яйца падают и бьются, становясь землей, водой, солнцем, луной и облаками.
Когда приходит время, дева рождает первого финского героя Вяйнямейнена, который выходит из воды на берег.
Знахарь и колдун Вяйнямейнен все свои проблемы решает с помощью заклятий, магических рун и заговоров. Калевала называет его либо старым, либо вековечным, что не удивительно – ведь он жил с самого сотворения мира.
Легенда об Айно
О старике Вяйнямейнене по всей земле шла слава певца и заклинателя: вылечить от болезни, навести порчу, превратить человека во что-нибудь для него пустяк. И такого всемогущего колдуна вызывает на поединок молодой самоуверенный шаман-самоучка Йоукахайнен. Старик соглашается и естественно побеждает: загоняет Йоукахайнена в болото. Тонущий в болоте Йоукахайнен просит пощады, обещает отдать в жены старому Вяйнямейнену свою сестру красавицу Айно.
Коль вернешь назад заклятья,
коль свой заговор отменишь,
дам тебе сестрицу Айно,
милой матери дочурку,
убирать твое жилище,
подметать полы в хоромах,
полоскать твою посуду,
грязные стирать одежды,
ткать накидки золотые,
выпекать медовый хлебец.
Kun pyörrät pyhät sanasi,
luovuttelet luottehesi,
annan Aino siskoseni,
lainoan emoni lapsen
sulle pirtin pyyhkijäksi,
lattian lakaisijaksi,
hulikkojen huuhtojaksi,
vaippojen viruttajaksi,
kutojaksi kultavaipan,
mesileivän leipojaksi.
Аксели Галлен-Каллела, триптих Легенда об Айно
художественный музей Ateneum в Хельсинки
Мать Айно счастлива породниться со знаменитым Вяйнямейненом, а вот Айно не рада поступку брата, она не хочет стирать старику грязную одежду и выпекать медовый хлебец. Айно уходит к морю, раздевается, доплывает до одинокой скалы, забирается на нее и вместе со скалой уходит под воду.
Айно не тонет, она превращается в рыбу и зачем-то дает Вяйнямейнену еще один шанс, попавшись в его рыбачьи сети. Но всемогущий колдун поймав Айно не узнал свою невесту, достал нож и собрался разделать рыбу на куски. Рыба-Айно серебряной стрелой вырвалась из рук старца, наговорила ему обидных слов и уплыла.
Не была я вовсе семгой,
окунем волны глубокой –
молодой была девицей,
Йовкахайнена сестрицей,
той, о ком весь век ты грезил,
той, о ком всю жизнь ты думал.
Ой ты, старец бестолковый,
слабоумный Вяйнямейнен,
удержать меня не смог ты,
деву Велламо морскую,
дочь единственную Ахто
En ollut merilohia,
syvän aallon ahvenia:
olin kapo, neiti nuori,
sisar nuoren Joukahaisen,
kuta pyyit kuun ikäsi,
puhki polvesi halasit.
“Ohoh, sinua, ukko utra,
vähämieli Väinämöinen,
kun et tuntenut piteä
Vellamon vetistä neittä,
Ahon lasta ainokaista!
Расстроенного Вяйнямейнена утешила его мать, богиня Илматар, посоветовав отправиться на далекий север сватать дочку хозяйки Похьолы, злой ведьмы Лоухи. Ведьма пообещала выдать свою дочь замуж за того, кто скует волшебную мельницу богатства и изобилия Сампо, из которой посыпятся зерно, соль и деньги.